Медицина дореволюционной Монголии: Часть 2
В лечебные средства того времени входили стрихнин, камфора, горечавка, ртуть, валериана, мужской папоротник, панты моралов, кумыс, вино.
Против сифилитических поражений широко применялась ртуть, при глистных инвазиях — корневища папоротника, при желудочно-кишечных заболеваниях — кипяченая вода, для лечения старости — простокваша и т. п. Сохранившийся в музейных фондах Монголии хирургический инструментарий и описание его назначения свидетельствует о том, что тибетские лекари имели широкую хирургическую практику. В частности, они производили пункцию живота, ампутации конечностей, вскрытие абсцессов, удаление зубов, кровопускание и т. д. По описанию и комментариям хирургические вмешательства делились на три вида:
- 1) легкие операции,
- 2) болезненные,
- 3) тяжелые.
К легкому виду относили компрессы, купания (ванны) и спринцевания; к болезненным — кровопускание, прижигание, проколы; к тяжелым — вскрытия, полная ампутация и скобление.
Хирургические инструменты соответственно своему назначению также делились на три группы.
В книге Джу-Джи и в комментариях к ней описано 55 видов хирургических инструментов.
Лекарская этика и деонтология занимали одно из видных мест. Еще в древней Индии трактовалось, что «для больного» лекарь должен быть отцом, для выздоравливающего — охранителем, для здорового — другом.
В прошлом монгольские лекари несколько дополнили это положение. В монгольском трактате к книге Джу-Джи имелся специальный раздел о лекарственной этике (эмчи орон). Трактат гласит: «Лекарь должен быть всецело мудрым, прямодушным, исполненным обетом, искусным во внешних проявлениях, старательным в своей деятельности и мудрым в человеческих науках». Лекарю необходимо сочетать теоретические занятия с практической деятельностью. Лекарь должен быть прежде всего гуманным, твердо помнить, что самым необходимым условием успешного лечения является внушение веры больному в помощь лечащего и в выздоровление.