Вход
Стоит почитать

Базовые аспекты развития младенца

Базовые аспекты развития младенца

Речь взрослых среди других социальных стимулов (улыбка, поглаживание) оказывает наиболее сильное воздействие на детей, вызывая у них сложную комплексную реакцию.


Развитие слуха в течении младенческого периода проявляется в разнообразии реакций ребенка на звуковые раздражители, формировании ориентировочных реакций (поворот головы на звук). Особенно чувствительно младенцы реагируют на звуки человеческой речи, отдавая им явное преимущество среди других слуховых раздражителей. Поэтому если вас интересует в 3 месяца что умеет ребенок делать, то знайте, что уже с 3-ого месяца жизни у ребенка проявляется способность различать интонации человеческой речи, хотя понимание смысла слов взрослого еще нет. Ощущение прикосновения у младенца очень тонкие и рано проявляются. Например, складка на одежде вызывает громкую негативную голосовую реакцию. Уже в конце первого месяца жизни малышу можно выработать положительную рефлекторную реакцию на запах. К концу третьего месяца жизни дети четко различают приятные и неприятные для них запахи. Также рано младенцы реагируют на разные вкусовые ощущения, дифференцируя сладкое, горькое, кислое или соленое. Узнавание у младенцев не отделяется от восприятия.

На основе первичного сформированного элементарного опыта уже к концу периода у ребенка начинает работать память, проявляющаяся в реакциях узнавания знакомого человека, игрушки. Этот познавательный процесс уже с 1-ого года жизни ребенка отличается высокой пластичностью. Активно работает моторная память младенца, заметная уже на 1-ом месяце жизни ребенка. Со второго полугодия активизируется эмоциональная память.

Первые эмоции ребенка возникают как реакция на процесс удовлетворения его органических потребностей. В основном эти эмоции являются отрицательными и проявляются в виде крика, а впоследствии — плача, вызванных голодом, холодом или болью. Диапазон эмоций новорожденного невелик. К ним относятся переживание удовольствия и неудовольствия, страха и гнева. Эмоция радости возникает у ребенка на основе эмоционального общения со взрослым. На третьем месяце жизни появляется смех, которым младенец реагирует на игру взрослого. Эмоции малыша во многом определяются и невольным подражанием. На улыбку малыш отвечает тоже улыбкой, плач других детей вызывает и у него плач. Ему передается плохое настроение, нервозность взрослого. Это явление, называется «эмоционального заражения», играет важную роль в развитии способности ребенка к эмпатии. С семи-восьми месяцев наблюдается разнообразие и обогащение диапазона эмоциональных переживаний ребенка, а их проявления чаще становятся средством общения ребенка с взрослым и сопровождением всей жизнедеятельности.

В течение 1-ого года жизни происходит зарождение и формирование Я-концепции ребенка. Новорожденные не могут выделять самого себя из окружающего мира. Но со временем ребенок начинает выделять себя и тщательно осваивать свое физическое тело. Малыш с большим интересом изучает свои ручки и ножки, совершая ими определенные движения и обследуя их. Во втором полугодии телесность ребенка изучается ней через движения перемещения. Около 8-10 месяцев 1-ого года жизни восприятия ребенка являются благоприятными для формирования у него образа внешнего «Я» через знакомство с собственным отражением в зеркале, на фото и последующим узнаванием себя. Формирование самосознания ребенка 1-ого года жизни происходит через ее активное взаимодействие со значимыми взрослыми. Показателем адекватного психосоциального развития младенца является изменение его отношения к другим людям.

В течение 1-ого года жизни наблюдается следующая динамика этого отношения:

♦    начиная со 2-ого месяца, различение знакомых и незнакомых людей, но отношение к незнакомым еще спокойное,

♦    устойчивая привязанность к родным людям и негативное отношение к незнакомцам проявляется у ребенка с 6-ти месяцев,

♦    настороженное отношение к незнакомцам.

Различение ребенком отношения к ним значимых взрослых появляется на 7-8 месяце жизни. Согласно психосоциальной теории Э. Эриксона, на основе отношения к младенцу значимых взрослых и характера контактов с незнакомыми людьми на протяжении 1-ого года жизни формируется базовое чувство доверия. В случае наличия данного чувства ребенок будет воспринимать мир как безопасное, доброе, стабильное место, что, по мнению указанного выше психолога, является главным условием дальнейшего развития здоровой личности.

Потребность в безопасности также проявляется через стремление ребенка к постоянству, упорядоченности его повседневной жизни. Физические достижения и психические новообразования к концу 1-ого года жизни ребенка вызывают переживания им кризиса 1-ого года. В связи с началом самостоятельного хождения ребенка психологи часто называют это явление кризисом вертикализации.

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.