Когда «поп» становится «артом»
Давайте в этой статье, открывшей новую рубрику нашего сайта под названием «Искусство», попытаемся проанализировать процесс зарождения такого направления в искусстве, как поп-арт.
«Я потребляю, следовательно, существую» — этот шутливый девиз экономики изобилия, в которой мы волей-неволей живем, превратился в основополагающий принцип постиндустриального общества. Поп-арт с его преклонением перед промышленным дизайном, комиксами и иконами звезд лишь реакция на бесконечное потребление.
Потребляй и властвуй!
Мир никогда не станет прежним. Ушли в прошлое времена, когда немногочисленные хранители культуры передавали от поколения к поколению свод освященных традицией текстов. Забыто преклонение перед материалами старого мира, за которыми были история, фактура, запахи, культурные значения: в стекле, бетоне и пластмассе нет ничего, кроме их применения. Сегодня величайшие произведения искусства мелькают в одном и том же информационном поле с попсовыми журналами, классическая поэзия соседствует с низкопробными фильмами. Даже эмоции обесценились, превратившись в инструмент рекламы, как милая улыбка девушки, продающей быстрорастворимый суп.
Если высокое/низкое, элитарное/массовое перемешались и стали объектами потребления — то почему с этим не поиграть? Почему бы не подменить изобразительное творчество демонстрацией объектов массовой культуры или образов рекламы? Даже традиционную для живописи прошлого сентиментальность можно оставить в стороне. Эмоциональная анестезия работ Энди Уорхола с его разноцветными банками супа и раскрашенными в кислотные цвета изображениями Элвиса и Мао больше говорит о современном обществе, чем о самом художнике.
Суп на миллионы
У поп-арта нашлись и суровые критики, которые обвиняли Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Ричарда Гамильтона и других певцов пластиковых удовольствий в том, что они преследуют цель примирить публику с господством банальности и вульгарности. Но публика сама со всем примирилась — и примиряется до сих пор, выстраиваясь в очереди за новой моделью смартфона или сметая все на своем пути во время распродажи. Деятели поп-арта смотрели на эту потребительскую чехарду свысока, в глубине души сожалея о безоговорочной победе духа конформизма. Своими картинками из комиксов во всю стену и циклами с раскрашенными знаменитостями художники насмехались над миром без чувств, рефлексии и тайн.
Но мир ответил еще более горькой иронией. В ноябре 2011 года четыре картины Энди Уорхола с банками супа Campbell’s были проданы с аукциона. А через год в американских магазинах начались продажи партии супов Campbell’s, раскрашенных в стиле поп-арт. Коллекционеры выложили за полотна с супом 10 миллионов долларов, но любой посетитель универмага покупал фактически то же самое за 75 центов.
Одеться в яркое
Сегодняшний поп-арт — уже не скандально-дерзкая новинка, а вполне респектабельное направление искусства и дизайна. Даже, как ни парадоксально, вызывающее теплые ностальгические эмоции. В современном интерьере этот стиль предоставляет дизайнерскую свободу и позволяет придать жилищу атмосферу томного богемного декаданса из «свингующих 60-х». Контрастные цвета на принтах, красочные афиши, портреты знаменитостей на стенах и мебели, неоновые лампы, округлая мебель, синтетика, стекло, пластик — так представляли себе дивный новый мир апостолы поп-арта полвека назад. И их тогдашние фантазии сегодня вполне себе реальность. Тем более что радикализм раннего поп-арта слегка притупился. Мутные воды массовой культуры так и не поглотили высокое искусство, Микки-Маус не сбросил с пьедестала «Мону Лизу», а человечество не рассталось с любовью к эстетству и классическим материалам.
Ирина Голубь