Сальвадор Дали и кинематограф
Кипучее воображение Сальвадора Дали и волшебство киноиллюзии рано или поздно должны были встретиться.
Великий сюрреалист внес свой вклад в золотой век Голливуда, оживив фантасмагорический сон в триллере Альфреда Хичкока и поработав аниматором у Уолта Диснея.
В этой статье мы хотим рассказать вам о взаимоотношениях Сальвадора Дали и кинематографа.
Зачарованный кино
Нередко можно встретить мнение о том, что Сальвадор Дали поехал в Голливуд исключительно ради пущей славы. На самом деле художник был очарован кинематографом еще до того, как стал знаменитостью: Дали называл продукцию киноиндустрии «чистой поэзией». В один момент каталонец и вовсе подумывал забросить кисти и холсты ради карьеры режиссера. К счастью, идти на крайние меры не пришлось. В Голливуде Сальвадора Дали, который ради эпатажа носил на людях ярко-красный каталонский колпак-барретину, приняли на ура. Но в легкомысленном мире американского кино был лишь один человек, которого привлекали в Дали не эксцентричность, а талант мистификатора, — Альфред Хичкок.
Черно-белые сны
В 1944 году американский режиссер-визинер искал постановщика для ясновидческих сцен своего фильма «Завороженный». И кто, как не сюрреалист Дали, мог бы правдоподобно показать экранные кошмары? Вдохновленный испанец написал пять картин и подготовил множество эскизов декораций. В результате в «Завороженном» ожили ландшафты Дали с висящей в воздухе гигантской головой, «жидким» колесом и огромным бумажным глазом, который разрезают ножницами. Ощущения поистине сюрреалистические: типичные для Дали статичные фантазии, которые мы привыкли видеть на картинах, вдруг приходят в движение, по искривленному пространству бежит человек, огромные глаза заполоняют все пространство кадра.
Возвращение «Дестино»
На одной из вечеринок в Нью-Йорке Сальвадор Дали познакомился с Уолтом Диснеем, которого считал одним из важнейших американских сюрреалистов. Создатель Микки-Мауса привлек живописца к работе над философским мультфильмом «Дестино». Дали заставил себя ходить в студию каждое утро и успел нарисовать несколько десятков эскизов, но проект был отложен до лучших времен из-за проблем с финансированием. Лишь в 2003 году аниматоры завершили работу над мультфильмом, использовав короткий фрагмент, нарисованный лично Дали. Современные технологии пошли «Дестино» только на пользу: знакомый пустынный пейзаж, залитое лазурью небо и горы вдали становятся ареной для оживших картин мастера.