Медицина дореволюционной Монголии: Часть 7
Ламаистские монастыри, которые были основаны в Монголии в 1586 г., являлись большим тормозом в развитии производительных сил страны.
Отвлекая от производительного труда огромное количество работоспособного мужского населения, воспитывая аратов в интересах ханов, князей и маньчжурских завоевателей, они внушали мысль о смирении, покорности и бесплодности борьбы. Они учили, что душа не умирает со смертью человека, а перевоплощается во вновь родившееся живое существо, что от поведения человека в прошлом зависят материальные условия его жизни в настоящем, а от поведения в настоящем будут зависеть жизненные условия в будущем перевоплощении.
«Все трудности настоящего — результат греховной жизни в прошлом перерождении. Будь терпелив. Живи согласно советам старших духовных наставников, тогда в будущем перерождении будешь счастлив. Рано или поздно все умирают, а поэтому надо помнить, что человек не вечен, но после смерти душа его не исчезает, а получает другую форму в зависимости от того, какие грехи он совершил. Мало того, жизнь человека и на этом свете может быть несчастливой от того, что его предки совершили когда-то грехи, и если хочешь счастья своему будущему роду, твори благо, верь в счастье, терпеливо жди и оно придет».
Все это было необходимо для того, чтобы держать народ в состоянии «смирения», «повиновения», в интересах господствующего класса. Большинство так называемых лам-эмчи в XIX веке, особенно в начале XX века, гоняясь за прибылью, превратили свою «лекарскую» деятельность в источник материального дохода, о чем весьма остро говорит пословица «От дзуда (гололедицы) жиреют собаки, от зовлон (недуга) богатеют ламы».