Медицина дореволюционной Монголии: Часть 4
На Мамба-дацанах (факультеты тибетской медицины) обучались будущие лекари-эмчи.
Они знакомились с анатомией человека, составом лекарственных веществ и их практическим применением, способами лечения. При изучении лекарственных растений применялись наглядные пособия и приводились прописи рецептов. Эти предметы преподавания по-тибетски назывались:
- САД-ЖУД — основа учения, то есть анатомия человека;
- МАНА-ЖУД — причина болезни;
- ЧАМА-ЖУД — мера исправления, то есть сила лекарства, укола, кровопускания и др.
Слушатели, сдавшие специальный экзамен, получали высшую ученую степень — Маарамба.
Ламы монастырских университетов свободно читали наизусть большие тексты из тибетских книг, но объяснить содержание прочитанного не могли, ибо тибетские тексты не имели объяснений и не были переведены на монгольский язык.
Для облегчения изучения тибетской медицины монгольскими лекарями были написаны Комментарии и толковый словарь. Так, например, «Комментарий к 1-й книге Джу-Джи» был написан в XVII веке; «Тибетско-медицинский словарь к Джу-Джи» — в XIX веке; «Толковый словарь к Джу-Джи — Датоль» — в XX веке.
Монгольские лекари-эмчи своим трудом внесли большой вклад в дело дальнейшего развития тибетской медицины и ее отдельных положений. В частности, они выработали своеобразный метод тщательного наблюдения и изучения организма человека, его физиологических функций, причин и характера их нарушения. Эмчи изучили и подробно описали более 2000 различных лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, как, например, корень женьшеня, Бацамбру — горное зонтичное растение, рога оленя, кровь Янгиря, медвежью желчь, мясо Хойлага, ртуть, серебро, железо и т. п. Эмчи считали, что существует восемь сортов лекарств, то есть лекарств из соков животных, драгоценностей, земли, камней, соков дерева, отваров, настоев, соков трав. Целебные свойства отдельных лекарственных веществ, применяемые в практике народной медицины в Монголии, полученные положительные результаты при лечении больных создали среди населения славу народной медицине, как «все исцеляющей». Будущие лекари-эмчи, обучающиеся в университетах при монгольских монастырях, изучали и обобщали длительные наблюдения монгольской народной медицины, ее практическое применение.
В этом проявлялось прогрессивное их преимущество по сравнению с обучающимися в университетах при тибетских монастырях.