Вход
Стоит почитать

Воспитательная методика ребенка по И.Г. Песталоцци

Воспитательная методика ребенка по И. Г. ПесталоцциЭтот гениальный педагог попытался применить на практике систему воспитания, разработанную Же. -Же. Руссо.

Он первым начал рассматривать педагогический процесс с позиций ребенка, эти взгляды с середины XIX века распространились в мире.

 

 

 

 


Практически во всех произведениях И. Г. Песталоцци говорит о своей воспитательной методике, как о формировании у ребенка «сил, сердца, ума и руки». Важность домашнего воспитания он обосновывает так: «Заменой семейному воспитанию школы никогда… стать не смогут; они могут служить миру как дополнение к семейному воспитанию и для его заполнения пробелов».

Как и Г. Монтень, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. -Же. Руссо, И. Г. Песталоцци при построении воспитательной системы первоочередное внимание обращает на физическое развитие ребенка и сохранение здоровья, а также методам профилактики разнообразных детских психосоматических заболеваний, например, как детский энурез. В этих планах он расширяет спектр средств положительного влияния на ребенка, предложенных его предшественниками. Не отвергая их рекомендаций, основным средством физического развития ребенка И. Г. Песталоцци считает регулярную физическую работу. К ней ученый относит не только обучение определенного ремесла, но и повседневную бытовую труд: заботу о младших братиков и сестричек, помощь родителям в домашней работе, самообслуживания.

Опираясь на опыт народной педагогики, ученый пытается адаптировать систему квалифицированного гувернерского воспитания к применению не только в богатых, но и в самых бедных семьях, в которых родители должны обладать теми знаниями и умениями, которые до этого времени были доступны исключительно квалифицированным домашним наставникам. С целью распространения этих знаний среди народа. Г. Песталоцци и пишет книги, организует свою практическую деятельность.

И. Г. Песталоцци считает, что справедливая поведение родителей, их любовь, их верность в словах и на деле, их «внутренняя домашняя» мудрость и добродетель является истинным фундаментом воспитания детей.

Выдающийся педагог рекомендует начинать день с разъяснения детям важности их ежедневных обязанностей.

И. Г. Песталоцци разработал перечень вопросов, на которые каждый вечер дети должны отвечать гувернеру:

♦    Упомянул ли ты сегодня Бога и отца небесного и пытался ли ты помнить о его вездесущности, чтобы все твои поступки были ему по душе?

♦    Слушался ты сегодня своих родителей и учителей?

♦    Проявлял ли ты свою любовь к сестрам и братьям.

♦    Был ли ты сегодня приветливым, ласковым и благородным к слугам твоих родителей, которые по их приказу пытаются сделать твою жизнь светлой и приятной?

♦    Хорошо ли ты сегодня учился?

♦    Как состояло сегодня дело с чтением?

♦    Как складывалась дело с письмом?

♦    Как складывалась дело с арифметикой?

♦    Имел ли ты сегодня в какой-нибудь отрасли нечто, за что хотел бы особенно поблагодарить Бога и того, кто тобой занимается?

 

Ученый указывал на целесообразность ежедневно говорить ребенку, насколько важным мог бы быть этот день и насколько больше пользы он мог бы получить, если бы обнаружил большее внимание и добросовестность к тому, чего ему следовало учиться.

Как видим, воспитательная система И. Г. Песталоцци существенно отличается от систем, созданных до него, всеохватывающей ориентацией ребенка на самовоспитание. Усилия педагога направляются на отработку с детьми каждой составляющей самовоспитания: системы планирования и прогнозирования, системы самонаблюдения, самоанализа, самооценки, корректировки ребенком собственного поведения.

Возможно, наиболее полно раскрывается воспитательная система И. Г. Песталоцци в произведении «Лингард и Гертруда». В указанном труде педагог доказывает, что необходимо управлять не только мыслями и чувствам ребенка, но и окружением, в котором он находится. Он пишет, что в детстве значение имеют тысячи мелочей. Он встала на полчаса раньше или позже, он швыряет свою воскресную одежду в угол или тщательно составляет в определенном месте, или научился он равномерно распределять на неделю свой хлеб, муку, масло, чтобы их хватило, или он небрежно хватает то больше, то меньше. Сотни таких мелочей ведут к тому, что человек, неправильно воспитан в детстве, способности довести себя и свою семью до большой нужды.

Особое внимание обращает ученый на воспитание девочек. Он объясняет, если дочерей воспитывать так, как будто их единственная задача на свете — это стать красивыми девушками, то они, стремясь к этому, «толпами устремляются… навстречу своей гибели». Если же хотят добиться большего, следует с юных лет заполнять им головы помыслами о хозяйстве. Нужно пытаться достичь, чтобы рядом с упорным трудом они упражнялись в рассуждениях и расчетах. В то же время нужно привить им чувство честолюбия, чтобы ни одни из них не желала остаться последним ни в одной из женских работ. Таким образом, можно было бы не позволить неупорядоченных половых влечений.

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.