Педагогическая культура родителей
Социально ответственные родители много усилий тратят для того, чтобы их дети выросли совершенными личностями, максимально самореализовались в жизни.
Однако эти усилия не всегда дают ожидаемые результаты, многое зависит и от системы семейных ценностей, уровня личностной культуры каждого из родителей, в том числе педагогической.
Проявляется она в понимании и осознании родителями своей ответственности за воспитание детей, в отношении к ним, в оценке их поведения, в реальной деятельности и общении с ними, а также в осуществлении производительных связей с другими воспитательными институтами (дошкольными учреждениями, школой, внешкольными заведениями). Для этого взрослые должны быть не только должным образом воспитанными, но и педагогически образованными. Ибо, как утверждают психологи, даже самые серьезные просчеты педагогов не сказываются так фатально на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей. Поэтому воспитание родителей необходимо и для успешности процесса воспитания детей, и для здоровья общества.
Педагогическая культура является сложной и динамичной системой.
Ее образуют следующие компоненты:
♦ Педагогические знания
Представление родителей о возрастной динамике развития ребенка, самоценность периода дошкольного детства, об основных задачах воспитания. Проявляются они в отношении к ребенку, в оценке его поведения, реальной деятельности и общении с ним;
♦ Педагогическая и психологическая компетентность
Способность понять потребности детей, рационально направить усилия и средства на умение видеть перспективы развития ребенка.
Педагогическая культура — это осмысленный, а иногда и неосознанный опыт собственного детства, результат образования, самообразования, психологического развития личности. Особенно она актуализируется с рождением ребенка, появлением на свет, своими шагами в мир и по жизни стимулирует бурное развитие. Нередко родители выходят в своем развитии на необходимый уровень тогда, когда их дети стали взрослыми, осмысливая собственные промахи, ошибки, нереализованные возможности. Это еще раз подтверждает важность роли дедушек и бабушек в направлении процесса воспитания, что накладывает особую ответственность на работников детских дошкольных учреждений за работу с родителями детей относительно обогащения педагогических знаний.
Инициатором и организатором эффективного взаимодействия с семьей является дошкольное учреждение. Это взаимодействие подчинено интересам развития ребенка, в каждом конкретном случае оговаривается его особенностями и особенностями семьи, в которой он воспитывается.
Педагогическое просвещение родителей призвано обогатить семейное воспитание, способствовать укреплению всех звеньев, прежде всего, педагогической компетентности.
Общим направлением взаимодействия семьи и дошкольных учреждений является педагогизация семейных отношений, а также эмоциональное обогащение атмосферы детского сада. В этом процессе происходят разнонаправленные обогатительные воздействия на родителей, их детей, а также педагогов.
По роду своей деятельности я не по наслышке знаком с тем, что зачастую уровень педагогической компетентности в некоторых семьях оставляет желать лучшего, и, естественно, требует вмешательства педагогического коллектива. Но… Я наблюдаю интересную закономерность: дети тех же педагогов бывают в школах ещё более «сорвиголовами», чем остальные. Почему? Ведь их родители педагоги, и, казалось бы, должны воспитывать своих детей лучше, чем другие родители. Вот тут-то и выходит парадокс. Вмешательство должно иметь место, но в меру.
У меня двое детей, и могу с уверенностью сказать, что воспитывая своих детей всегда пыталась дать им то, чего сама не получила в детстве. Очень сильно влияет на нас воспитание, полученное от родителей. Еще имеет значение количество детей. Первую дочь, держала в строгости, а второй сынишка, наверное будет, как говорят, оторви и выбрось. И вообще, когда у нас появляются дети мы становимся настоящими педагогами, просто нет выбора, приходится)))))))))