Воровство у детей
Проблема воровства у детей — одна из самых стыдных, и потому часто замалчивается родителями.
И напрасно!
Психологи о воровстве у детей утверждают: каждый ребенок хотя бы раз, но позарился на чужое. Это как прививка от воровства — надо украсть, чтобы потом стало невыносимо стыдно и уже не захотелось повторять подобное…
Первая попытка
Различать «мое — чужое» маленький ребенок начинает примерно с 3 лет. Тем не менее не следует оставлять без внимания случаи присвоения чужих вещей. Объясните малышу, что вещь ему не принадлежит: «Это Ванин совочек!» Но тут же скажите: «А это — твой!» Если совочка у вас нет, для успокоения подойдет машинка, формочка и т.п. Главное, чтобы прозвучало «твое».
Осознанное воровство
В пять-шесть лет ребенок уже хорошо ориентируется в правах собственности, у него развивается самосознание. Теперь воровство происходит осознанно. Это может случиться из-за отсутствия силы воли — например, если какая-то вещь понравилась так, что не устоять. Также часто бывает, что дети дошкольного возраста, даже вполне «положительные» по поведению, воруют «за компанию». Причем воровать могут дети не только из бедных, но и из вполне обеспеченных семей.
Крик о помощи
Воровство у детей школьного возраста — это явный симптом эмоционального неблагополучия! Как показывают психологические исследования, дети идут на воровство, если в семье что-то не складывается: нет любви и доверия, если происходят конфликты между родителями и т.п. Кража — это своеобразный крик о помощи.
Как реагировать?
Совет по воровству у детей
Для профилактики воровства у детей полезно развивать в ребенке чувство ответственности. Даже самые мелкие поручения (например, полив цветов или поход в булочную) помогают закрепить определенные «рефлексы», которые в дальнейшем будут удерживать ребенка от асоциальных поступков, в частности попыток присвоить чужое.
♦ Если вы обнаружили чужую вещь в своем доме, спросите у ребенка, откуда она.
♦ Спокойно объясните, что хозяин вещи будет скучать по ней, что у каждой вещи есть свой дом и ее надо вернуть на место.
♦ Ни в коем случае — особенно если это случилось впервые — нельзя ругать ребенка, выражать свой родительский гнев и заставлять его самого разбираться с ситуацией.
Прежде всего, дайте понять, что вы его любите, и вместе подумайте, как исправить происшедшее.
♦ Попросите его извиниться перед хозяином вещи или сделайте это вместе.
Ребенок должен знать, что может всегда рассчитывать на вашу поддержку!
♦ Расскажите ребенку о том, что пережили вы, когда у вас что-то украли.
Развивайте в подрастающей личности умение ставить себя на место другого.
♦ Не оставляйте без внимания случаи мелкого воровства.
Маленькая проблема впоследствии может стать большой.
♦ Всегда контролируйте круг общения вашего чада, старайтесь узнать как можно больше о его друзьях и их семьях, почаще приглашайте их в гости.
В школьные годы влияние окружения на ребенка просто огромно!
И помните: жесткость и бесцеремонность родителей в ответ на первую случившуюся кражу могут привести к весьма очень печальным последствиям. Ребенок, столкнувшийся с непониманием и неприятием со стороны взрослых в такой ситуации, наверняка озлобится. А уж если вы публично огласите поступок ребенка, то рискуете создать ему репутацию вора. Все это может негативно сказаться на становлении его личности, на отношениях с окружающими, а также на самооценке.
«Ушел в отказ»?
Допустим, вы точно знаете, что ваш ребенок совершил кражу, но отказывается признаваться в этом. Спросите себя: «Почему мой ребенок меня боится? Предавала ли я его, жестоко наказав, когда он честно в чем-то признался?» Вспомните: может быть, однажды вы без спроса взяли у сына или дочки игрушку и подарили другому ребенку?
Возможно, ваши ответы будут не слишком лицеприятными, зато помогут построить мостик между вами и маленьким воришкой.
Пора к психологу!
А если, несмотря на всю проведенную вами воспитательную работу, эпизоды воровства повторяются? Это свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка. Своими силами справиться с ситуацией вам будет крайне сложно, лучше обратиться к детскому психологу. Разговор со специалистом выявит истинные безусловные причины такого неправильного поведения ребенка, поднимет пласт не замеченных вами проблем и поможет их разрешить.