Развитие ответственности за себя у человека
Развитие ответственности за себя у человека зависит напрямую от возраста последнего.
Младенчество и раннее детство
В младенчестве мы в очень малой степени могли контролировать окружающую нас среду. Кроме этого, поскольку наши физические и интеллектуальные возможности в этом возрасте весьма ограничены, мы не были в состоянии удовлетворить своих потребностей. Следовательно, в самых важных аспектах нам приходилось полагаться на авторитетных представителей нашего окружения. Все-таки мы давали знать о своем комфорте и дискомфорте (обычно вслух), хотя в основном наши переживания обусловливались окружающими. Мы были практически беспомощными, находясь на попечении других людей, обычно своих родителей.
Когда мы стали старше, развитие интеллектуальных и двигательных функций привело к возрастанию числа доступных для нас возможностей выбора поведения. Хотя эти возможности обычно были связаны с различными ограничениями, мы уже успешно шли по пути расширения сферы ответственности за свою жизнь.
Школьный возраст
Когда мы достигли школьного возраста, наша способность принимать собственные решения увеличилась. Большинство из нас быстро усвоили, что неиспользованная возможность индивидуального выбора в рамках общепринятых правил и предписаний, существующих в социальных системах, приведет к отрицательным последствиям.
Подростковый возраст
В подростковом возрасте, характеризующемся дальнейшим развитием интеллектуальных и двигательных навыков, совершенствованием процесса принятия решений и развитием системы моральных ценностей, индивидуальный выбор и ответственность за него начинают играть еще большую роль. Необходимо отметить продолжающийся отход личности от систем внешней поддержки к механизмам самостоятельной опоры и ответственности. Начиная с подросткового возраста, человек, принимающий ответственность за свои собственные выборы, решения и поведение, считается «зрелым» и хорошо развитым с психологической точки зрения.