Давай поговорим?
«Ну что, заговорили?» Молодым родителям часто не просто избавиться от назойливого внимания соседских бабушек и кумушек.
Особенно, когда за вопросом следует пространное описание речевых успехов внука, а хвалиться ораторскими способностями собственного чада особенно не приходится. Главное, в этой ситуации — не начинать паниковать, но и не терять бдительность.
Развитие речи у ребенка
Нормы развития речи у детей
Существуют определенные психофизиологические нормы речевого развития, ориентируясь на которые родитель может с большей или меньшей достоверностью определить «в плане» ли его малыш. Так, считается, что в год малыш должен понимать обращенную к нему речь и, как утверждают специалисты из центра развития детей в Москве, реагировать на нее, произносить около 10 простых слов и знать около 200 наименований (машинка, собака, гулять, пойдем и пр.). В 2 года он уже строит простые предложения, запас слов увеличивается как минимум до 50 слов. В 2,5 года ребенок использует в речи около 200-300 слов, задает вопросы, подражает звукам. В речи начинает использовать прилагательные – красивый, красный, горячий и др.
В 3 года малыш начинает говорить предложениями, правильно использует местоимения, изменяет слова по родам и числам. Существенно обогащается «набор» прилагательных и наречий. Если незнакомый человек понимает большинство из сказанного крохой – беспокоиться не стоит.
Но оговоримся сразу – указанные нормы достаточно гибки и условны. И если ваш ребенок говорит не 10 слов, а 7 – пугаться не стоит.
Когда начать беспокоиться?
Психологи и педиатры видят повод для беспокойства в следующих случаях:
- — отсутствие эмоциональной реакции в 4-5 месяцев;
- — отсутствие лепета в 8-9 месяцев;
- — отсутствие в речи полуторагодовалого ребенка простых слов «мама», «папа»;
- — отсутствие в том же возрасте ответной реакции на просьбы взрослого;
- — неспособность сложить 2 слова в предложение к 2,5 годам;
- — слишком быстрая, «глотающая» речь у трехлетки, или наоборот – замедленная, невнятная;
- — отстраненность, отсутствие зрительного контакта.
В этих случаях малыша лучше как можно скорее показать специалисту.
Чем помочь ребенку?
Если же ситуация в пределах нормы, стоит воспользоваться следующими советами:
- Обсуждайте то, что малыш видит и делает.
- Дополняйте мысль, высказанную ребенком, распространяйте ее, ведите диалог.
- Поддерживайте беседу, задавайте вопросы.
- Не бойтесь использовать детскую манеру речи. Мелодичная, певучая интонация хорошо воспринимается детьми.
- Ограничьте просмотр телевизора и прочие фоновые шумы.
- Читайте ребенку.
Арина Мариуполова