Методика обучения интервьюированию
Основам интервьюирования можно обучать и на начальных курсах медицинских институтов, например в рамках изучения пропедевтики внутренних болезней.
Но наиболее целесообразно организовывать такого рода занятия на старших курсах, не ранее IV, а лучше на V-VI, когда сформировалась достаточная база медицинских знаний, и у студента или молодого врача вследствие значительно возросшего объема практической работы начинает активно складываться определенный индивидуальный стиль общения с больным, и он испытывает острую потребность в некоторой методологической основе эффективного построения диалога с больным. Описываемая методика обучения была отработана педагогом Макеевой Екатериной Александровной в процессе преподавания курса внутренних болезней и эндокринологии студентам IV-V курсов.
Получить правильные навыки интервьюирования (метода формирования диагностической гипотезы) больного студент может лишь на практическом занятии под руководством опытного педагога. При этом не рекомендуется посвящать одни занятия общей методике интервьюирования, а другие — изучению нозологических форм, игнорируя при этом особенности построения опроса больного с конкретной болезнью. Наоборот, желательно на примере каждой разбираемой в цикле занятий нозологической формы постепенно, шаг за шагом, обучать искусству интервьюирования. Ниже представлена методика проведения такого рода практического занятия с группой студентов (7-12 человек), когда в рамках изучения сахарного диабета осваиваются одновременно общие и частные (касающиеся только диабета) приемы диагностики методом интервью.
Организационно такое занятие (или несколько, когда они посвящены разбору одной нозологической формы) целесообразно разделить на 3 основные части: на протяжении первых двух осваивается метод интервьюирования известного студентам больного с неосложненной болезнью, а затем осложненной, а во время третьей (контрольной) части предлагается проинтервьюировать неизвестного студентам больного, но страдающего одним из вариантов изученной нозологии.